Семинар для преподавателей теоретических дисциплин

23 января 2019 года в филиале ДМШ № 5 г. Белгорода (МБОУ «Гимназия № 3»), совместно с ДМХШ г. Белгорода был проведен межзональный семинар для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин «Формирование у учащихся интереса к обучению на созданной информационной основе». В семинаре принимала участие преподаватель ДМХШ г. Белгорода Николаева Надежда Алексеевна. Ею был продемонстрирован открытый урок на тему: «Развитие гармонического слуха у учащихся старших классов на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ». Выбор данной темы был не случайным, так как учащиеся 5 класса ДМХШ города Белгорода учатся на хоровом отделении в одном из филиалов школы. А для детей, поющим в хоре, развитие гармонического слуха  (воспитание чувства ансамбля и строя, воспитание умения почувствовать, как должен звучать голос в аккорде, развитие полифонического слуха) – это дело первостепенной важности.

Наш урок прошел «на одном дыхании» и получил самую высокую оценку от присутствующих преподавателей школ, колледжа и института.  Ребята показали высокую степень теоретической подготовки.  Они с легкостью интонировали все аккорды в тональности и от звука не только в восходящем движении, но и, что гораздо сложнее, в нисходящем движении. Ученики пели 4-х голосные каноны, трехголосные секвенции, продемонстрировали примеры варьирования мелодии, пели гаммы в 4-х голосном изложении по сборнику Е. Евпака. В их исполнении прозвучали фрагменты инвенций И.Баха (До мажор и ре минор), а также 3-х голосные образцы старинной музыки («Адажио» А.Вивальди).

Не стоит думать, что подготовка к уроку проходила гладко и с легкостью. Трудности возникали с 3-х голосной секвенцией, с пятью ее звеньями и каденционным завершением. Не сразу получался 4-х голосный канон В.Моцарта. После его первого прослушивания дети  заявили, что никогда не смогут его спеть, а, тем более, запомнить. Постепенно они просто влюбились в него и распевают теперь везде с большим удовольствием. В процессе работы мы сочинили свой текст и теперь поем канон наизусть на каждом уроке:

Все мы любим петь каноны,

Знаем музыки законы.

Споемте вместе, веселей,

И станем чуточку добрей …

Когда детям было предложено спеть инвенции Баха, они сразу заявили, что эта музыка очень сложная, и они никогда ее не споют. Особенно возмущались те,  кому была поручена партия в басовом ключе. «Так нечестно, давайте нам верхний голос в скрипичном ключе» и т.д. Постепенно стали входить во вкус и огромные скачки на септиму в ре минорной инвенции, постоянные модуляционные сдвиги перестали их тормозить. В конце концов, ребята с удовольствием стали музицировать и наслаждаться музыкой  великого Баха в собственном исполнении.

В процессе подготовки к открытому уроку, мы неоднократно убеждались в том, что не следует бояться петь с учащимися что-то выходящее за рамки сухих теоретических правил и выучивания домашних номеров по сольфеджио с помощью фортепиано. Часто дети без инструмента не в состоянии разучить простой номер по сольфеджио.

Чтобы работа на уроках сольфеджио не превращалась в скучное занятие, прежде всего необходимо научить  детей слышать и уверенно воспроизводить ступени лада, безошибочно строить «голосом» и определять на слух аккорды и интервалы, уметь пользоваться камертоном и с его помощью настраивать всю группу. Тогда дети будут с легкостью «читать с листа» любые по сложности номера по сольфеджио и свои партии по хоровому классу. В этом, на наш взгляд, заключается главная работа любого преподавателя-теоретика на уроках сольдфеджио.

Такая кропотливая работа с детьми на уроках сольфеджио, совместно с занятиями в хоровом классе  с педагогом  Клименко С.Б., позволяет воспитывать грамотных учеников, которые полюбят музыкальную профессию и, возможно, изберут ее главной в своей жизни. Хочется на это надеяться.

 

Автор — Николаева Н.А.

преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин ДМХШ города Белгорода

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.