Межзональный семинар для преподавателей струнно-смычковых инструментов ДМШ и ДШИ. Обобщение опыта преподавателя Гамолиной Елены Васильевны

19 февраля 2020 года на базе ДМХШ г.Белгорода состоялся межзональный семинар для преподавателей струнно-смычковых инструментов ДМШ и ДШИ, в рамках которого были проведены открытые уроки и обобщение опыта преподавателями струнного отделения ДМХШ. Преподавателем Гамолиной Е. В. при участии концертмейстера Ананьева А. А. было представлено обобщение опыта на тему «Методы работы с одарёнными детьми в классе скрипки на примере учащегося Матвея Кульбида». Гамолина Е.В. подробно осветила методы и результаты работы с одарённым ребёнком, Матвеем Кульбида в период с 2011 по 2018 г., описала теоретическую и практическую базу опыта. Преподаватель рассказала о том, как развивался талант Матвея с самых азов, о тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться на самом начальном этапе, а также о наиболее значимых вехах на протяжении всего обучения учащегося. Начиная с первого класса, был дан подробный анализ работы с учеником, освещён репертуар каждого года обучения, детально представлен весь инструктивный и художественный материал, на котором обучался Матвей поэтапно, год за годом.

Было обращено внимание на то, что ребёнок начал заниматься на скрипке достаточно поздно, почти в 10 лет. Но, не смотря на это, он сразу проявил  большую заинтересованность к занятиям на скрипке и стал стремительно развиваться, догнав и обогнав в развитии своих сверстников. Специфика работы с одарённым ребёнка состояла в том, что перед учащимся год за годом ставились определённые более сложные, чем ранее, задачи, которые он решал добросовестно и скрупулёзно, показывая всё более высокие достижения в исполнении на скрипке и постоянно поднимаясь на более высокую ступеньку в своём развитии.

Мощным двигателем и стимулом в этом процессе стала интенсивная концертная и, особенно, конкурсная деятельность. Начиная со школьных и городских конкурсов, Матвей очень стремительно вышел на более высокие уровни и, благодаря трудолюбию и целеустремлённости, многократно и неизменно становился лауреатом I степени, а также обладателем премии Гран-при.

Елена Васильевна рассказала о трудностях в выборе репертуара, с которыми пришлось столкнуться. При подготовке к некоторым конкурсам, в положении которых заявлялся репертуар повышенной сложности, Матвею приходилось изучать по несколько произведений в классе дополнительно, чтоб не нарушить определённую поэтапность и ступенчатость в обучении. И поэтому учащемуся приходилось заниматься по много часов в день, добиваясь высокой технической свободы и подготовленности, осваивая более сложные приёмы исполнительства и постигая тонкости скрипичного мастерства.

Первой серьёзной заявкой об одарённости и таланте ребёнка стало выступление Матвея на X Международном конкурсе скрипачей имени М. Г. Эрденко, посвящённом 130-летию со дня рождения великого музыканта, который состоялся в марте 2016 года в городе Белгороде. Затем, один за другим, последовали конкурсы высочайшего уровня: IV Международный фестиваль-конкурс скрипачей и квартетов им. Л. Ауэра (октябрь 2016 г., г. С-Петербург), V Открытый всероссийский конкурс молодых исполнителей на струнных смычковых инструментах «Мерзляковка приглашает друзей» (ноябрь 2016 г., г. Москва, лауреат III степени), V Международный фестиваль-конкурс скрипачей и квартетов им. Л. Ауэра (октябрь 2017 г., г. С-Петербург). Матвею удалось стать лауреатом III степени только на конкурсе в Москве в 2016 году и пройти во II тур в Санкт-Петербурге в 2017 году, не завоевав награду. Но сам факт участия, продолжительная и очень плодотворная подготовка, а также очень достойные выступления на остальных, перечисленных выше, конкурсах помогли Матвею заявить о себе, как об очень целеустремлённом, талантливом и подающем надежды юном музыканте.

Преподаватель отметила тот факт, что Матвей Кульбида на протяжении 4-х лет с 2014 по 2018 годы становился стипендиатом мэра города Белгорода в номинации «Талант». Это беспрецедентный случай для учащегося музыкальной школы, учитывая специфику непростого в обучении  инструмента. При этом Матвей удерживал эту награду в течение продолжительного времени, начиная с самого допустимого раннего периода, с 4-го класса, и до выпуска школы.

Преподавателем был сделан акцент на том, что Матвей принимал активное участие в концертной деятельности. Он выступал в большом количестве концертов разных уровней. Ему посчастливилось неоднократно выступать с симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии по приглашению дирижёра Дмитрия Филатова. Он также показал себя на концертах одарённых детей в других городах России, таких как Старый Оскол и Губкин.

Огромное влияние на становление и развитие Матвея как исполнителя и музыканта оказало то, что, помимо сольного исполнительства, он постоянно был вовлечён в работу нескольких ансамблей, концертмейстером которых являлся. Гамолина Е. В. создала в своём классе 3 ансамбля, участие в которых обязательно для учащихся определённых классов и способностей. Матвей участвовал в 2 коллективах: в ансамбле скрипачей «Менуэт» и в смешанном ансамбле «Самба». Он также посещал школьный камерный оркестр. Благодаря этому, учащийся знакомился, помимо репертуара по специальности, не менее чем с 10-15 произведениями в год. Это способствовало расширению его музыкального кругозора, умению быстро читать с листа, тренировке памяти, способности в короткие сроки быстро запоминать и осваивать материал.

Мощным стимулом в стремительном развитии учащегося стал тот факт, что Матвей регулярно участвовал в мастер-классах известных скрипачей и педагогов современности. Он побывал на мастер-классах Кесельман М. И., Маркова А. А., Полозовой Т. А., Амбарцумяна Л. А., Алехандро Драго, Арановской А. Л., Леонида Кербеля, Михаила Безверхнего, Ивановой С. С., Винницкого А. Е., Иванова В. М.  Это были бесконечно полезные и незабываемые встречи, которые внесли огромный вклад в развитие Матвея и оставили неизгладимые и яркие впечатления на всю жизнь.

Преподавателем была отмечена огромная роль в развитии таланта одарённого ребёнка его семьи и, особенно, мамы. Стелла Александровна Кульбида на протяжении всего периода обучения сына осуществляла достаточно жёсткий и планомерный контроль успеваемости и занятий Матвея. Это явилось одной из важнейших составляющих успеха. Стелла Александровна, как говорится, всегда держала руку на пульсе. Её бесконечная заинтересованность, полнейшее доверие и уважение к преподавателю, материальная поддержка и понимание важности участия в конкурсах, готовность в любой момент прийти на помощь в сложных ситуациях, твёрдый характер и вера в успех своего сына явились теми важными составляющими, на которых выстроилось здание достигнутого за все эти годы. Гамолина Е. В. ещё раз сделала акцент на огромной роли осознанного и грамотного участия родителей в обучении ребёнка, а также на понимания того, что авторитет преподавателя непререкаем. Ребёнок должен это понимать и видеть. И только благодаря совместным действиям преподавателя и родителя можно добиться высоких результатов.

Необходимо отметить высокий исполнительский уровень концертмейстера  ДМХШ г. Белгорода Ананьева А. А., показавшего профессиональное исполнение, техническую оснащенность и виртуозность, слаженность в ансамблевой игре с учащимся. На протяжении всего периода обучения Матвея в ДМХШ, кроме 1-го класса, Ананьев А. А. являлся его неизменным концертмейстером, помощником и единомышленником. Благодаря необыкновенной музыкальности Александра Алексеевича, его интуиции, способности чувствовать музыкального партнёра, интеллигентности, чуткости, трудолюбию, высочайшему профессионализму и бесконечной любви к своему делу талант Матвея раскрылся во всех своих гранях.  На многочисленных концертах и конкурсах ансамбль Матвея и его концертмейстера всегда производил неизгладимое впечатление на слушателя. Нужно отметить, что очень кропотливая работа над ансамблем и совместностью музицирования с концертмейстером постоянно велась на уроках в классе. И это ещё один очень важный аспект, который благотворно сказался на развитии музыкальной личности учащегося.

Результатом совместной деятельности педагога, концертмейстера, семьи, мамы учащегося и самого Матвея стало его поступление в Музыкальный колледж культуры  и искусств им. С. А. Дегтярёва Белгородского института культуры с самыми высокими показателями на вступительных экзаменах. Учащийся поступил в класс преподавателя кафедры струнно-смычковых инструментов, лауреата международных конкурсов Быковой Анны Юрьевны. Матвей Кульбида является сейчас одним из лучших студентов колледжа, активно участвуя в концертной и конкурсной деятельности колледжа.

Во время мероприятия была показана красочная компьютерная презентация обобщения актуального опыта с фотографиями и видео Матвея и коллективов, подготовленная преподавателем Степаненко М. В. Преподаватель ответственно подошла к созданию презентации, подобрав оформление слайдов с музыкальной тематикой, фотографии с разных конкурсов, видео с выступлениями Матвея и коллективов на конкурсах и концертах различного уровня. Видео- и фотоматериал был представлен поэтапно, с 1 по 7 класс, что очень наглядно и убедительно продемонстрировало весь период обучения Матвея Кульбида в классе Гамолиной Е. В.

Обобщение актуального педагогического опыта преподавателя иллюстрировал концерт из 3 номеров в исполнении студента МК им. С.А. Дегтярёва БГИИК  Кульбида Матвея, который исполнил 1-ую часть концерта для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона, «Размышление» П. Чайковского и «Цыганские напевы» П. Сарасате.

Обобщение актуального педагогического опыта преподавателя Гамолиной Е. В., выступление Матвея Кульбида было прослушано преподавателями школ г. Белгорода с большим интересом и получило высокую оценку аудитории.

Статью и фото подготовила Гамолина Е. В.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.